К нейропсихологическому анализу мышления

Год
1970
Дата
нет
Отсканированных листов
27
Описание
Статья посвящена нейропсихологическому анализу внутренней структуры мышления. В качестве основной модели мыслительного акта автор рассматривает решение арифметических задач разного уровня сложности. В первую очередь автор анализирует психологическую структуру данного процесса и выделяет условия, необходимые для его успешного выполнения: способность ориентироваться в условии задачи и выделить ее основной вопрос, сохранять детерминирующее значение этого вопроса; способность составить схему решения задачи из ряда последовательных шагов; сохранность простейших операций для проведения промежуточных расчетов; способность сличить результат с исходным условием. Далее автор переходит к анализу тех нарушений, которые возникают у больных с различной локализацией поражения. Так, пациенты с поражением теменно-затылочной области на фоне сохранной структуры целенаправленной интеллектуальной деятельности обнаруживают нарушения в декодировании смысла задачи и выполнении нужных арифметических операций (следствие нарушения симультанных синтезов). Для больных с поражениями височных отделов основными препятствиями в решении задач выступает отчуждение смысла слов и удержание в оперативной памяти проделанных операций. Совершенно другие нарушения характеризуют больных с лобными поражениями: для них характерен распад сложных форм целенаправленной деятельности, нарушения в формировании сложных программ и неспособность сличить полученный результат с исходным намерением. Автор заключает, что сложная структура интеллектуального акта опирается на целый комплекс мозговых зон, каждая из которых вносит свой собственный и высоко специфический вклад в протекание интеллектуального процесса
Название
К нейропсихологическому анализу мышления
Авторы
Лурия А.Р.
Форма
машинопись
Тип
не определен
Язык
русский
Ключевые слова
акустико-мнестическая афазия, височные отделы, затылочные отделы, история психологии, левое полушарие, лобные отделы, мышление, оперативная память, программирование действия, процессы планирования и контроля, процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции), психические функции, решение арифметических задач, сенсорная афазия, симультанное восприятие, теменно-затылочные отделы, теменные отделы, фрагментарность, целенаправленное поведение
Неопубликовано/где опубликовано и год
Неопубликовано
Скан-файл
Доступно только зарегистрированным пользователям. Для регистрации напишите администратору.