Работы по психологическому анализу мозговых поражений. Часть IV. Психологический анализ мозговых поражений. Лекции по функциональной патологии мозговых систем. Лекция 3. Патология мозговых систем в свете теории развития.

Год
1940
Дата
-
Отсканированных листов
68
Описание
Текст посвящен развитию мозговых систем, обеспечивающих психическую деятельность, и является частью более крупной работы по локальным поражениям различных отделов мозга (как следует из названия, жанр работы - тексты лекций). В начале изложения описывается ранее изложенный материал - указывается на то, что локальное поражение мозга вызывает системное нарушение психической деятельности, а не изолированное выпадение одного из ее компонентов, причем разные мозговые зоны имеют при этом разное системное значение. Обсуждается, что одно и то же по локализации мозговое поражение на разных стадиях онтогенеза может иметь различное значение для психической деятельности. На материале возрастной нейрофизиологии показывается, как в течение онтогенеза отдельные функции мозга организуются в сложные функциональные системы, подчиненные единой задаче. Обсуждается закон прогрессивной кортикализации функций, сложная взаимосвязь между подкорковыми и корковыми уровнями обеспечения психических процессов - в частности, показывается, что поражение нижележащих уровней в детском возрасте оказывает деструктивное влияние и на работу вышележащих уровней на последующих этапах их формирования (такого восходящего эффекта во взрослом возрасте нет). Развитие психических процессов на примере памяти описывается как изменение межфункциональных связей. С привлечением данных близнецовых исследований обсуждается изменение вклада наследственности и среды в протекание психических процессов в ходе онтогенеза. Вводится понятие ведущей (для каждого этапа онтогенеза) психической функции. Следующие разделы подробно описывают влияние такого процесса, как восприятие, на психическое развитие. При описании зрительного восприятия привлекаются случаи эйдетизма и синестезий как примеры его избыточного развития (подробно описан случай мнемониста Шерешевского) и ранней оптической агнозии с сопутствующим (и во многом возникшим вторично от оптических нарушений) тяжелым отставанием в развитии - как пример дефицитарности. В этом же контексте обсуждаются нарушения акустического гнозиса у близнецов, приводящие в детском возрасте к системному отставанию в речевом и познавательном развитии в отличие от поражения этих систем у взрослого. Указывается, что данный принцип системного влияния мозгового поражения не только на нижележащие (как у взрослых), но и на более сложные, вышележащие мозговые системы и связанные с ними психические процессы в детском возрасте верен не только для корковых, но и для подкорковых поражений. Это обсуждается на материале энцефалитных поражений третьего желудочка и базальных ганглиев, у детей приводящих к грубым нарушениям личности в варианте "анэтического синдрома" (как при поражении базальных лобных отделов). Делается вывод о том, что оценка патологического эффекта поражения того или иного очага должна производиться с учетом того места, которая занимает связанная с ним функция в системном развитии психических процессов, и времени в онтогенезе, в котором возникло поражение.
Название
Работы по психологическому анализу мозговых поражений. Часть IV. Психологический анализ мозговых поражений. Лекции по функциональной патологии мозговых систем. Лекция 3. Патология мозговых систем в свете теории развития.
Авторы
Лурия А.Р.
Форма
машинопись
Тип
книги/главы книги
Язык
русский
Ключевые слова
III блок, агнозия, аграфия, алексия, аффект, аффективные расстройства, базальные ганглии, базальные отделы, базальные отделы лобных долей, близнецовый метод, больной Слава С., больной Федя К., больные Леша и Юра Х., восприятие, Выготский Л.С., гипоталамус, Гольдштейн К., движение, детская нейропсихология, Джексон Х., кинестетическое восприятие, лобные отделы, мнемотехники, Монаков К., Морозова Н.Г., мотивация, мышление, нарушение движений, нарушения восприятия, нарушения кинестетического восприятия, нарушения личности, нарушения мотивации, нарушения письма, нарушения планирования и контроля, нарушения поведения, нарушения произвольной регуляции, нарушения речи, нарушения сна, нарушения фонематического слуха, нейропсихология, общие вопросы, общая психология, оптическая агнозия, память, паркинсонизм, Певзнер М.С., переживание, письмо, подкорковые отделы, принцип "хроногенной локализации" функций, процессы планирования и контроля, психогенетика, Рабинович С.Я., речь, Сильвиев водопровод, синестезия, системная и динамическая локализация функций, третий желудочек, фонематический слух, функциональные системы, чтение, Шерешевский, эйдетические образы
Неопубликовано/где опубликовано и год
? Скорее всего, нет
вариант/копия
Психология мозговых поражений. Очерк функциональной патологии мозговых систем. Часть II. Психологический анализ лобных систем. Глава VI.Патология мозговых процессов в свете учения о психическом развитии.
Скан-файл
Доступно только зарегистрированным пользователям. Для регистрации напишите администратору.